... and the Bookman

Гаспаров и греческий анекдот

"О технике греческого анекдота я всю жизнь мечтал написать исследование, но написал только две страницы — в преамбуле к одному комментарию" ("Записи и выписки", 314).

О какой работе идет речь?

Георгий Шенгели, Иван Кашкин и история одного доноса

http://www.utoronto.ca/tsq/36/tsq36_perelmuter.pdf

Интересная статья в Toronto Slavic Quarterly. Думаю, что размещение ссылки на нее в данном сообществе уместно: кажется, Михаил Леонович очень ценил Шенгели-поэта и посвятил ему замечательную статью.

Я сам бесконечно благодарен Шенгели за его "Технику стиха" - очень ясно и четко написанная книга. Грустно читать, что Шенгели мог бы вполне разделить участь Гуковского. Конечно, всегда есть борьба между творческими людьми, но страшно, что в тоталитарном государстве она принимала такие формы.
Катулл

CORRIGENDA

Когда в работе ставятся и решаются задачи глобального охвата, трудно требовать от автора полного владения всеми подробностями материала. Он вынужден доверять источникам разной степени надежности, а при этом неточности почти неизбежны.
Тем не менее, если есть возможность эти неточности исправить, наверно, это нужно сделать. Вдруг это кому-нибудь пригодится.

Read more...Collapse )

Трубный глас вознесёт
Хвалу множеству щедрот
Создавшего небесный свод.
Реченье уст поведёт
Жертвенным животным счёт,
Тем обвиненье отведёт.
Когда бесчисленный народ
Смиренно ниц падёт,
Искупленье грехам придёт.


А эпиграфом ко всем моим замечаниям, конечно, должны быть слова из "Записей и выписок" о том, что на вопрос "Что можно сделать с этим текстом?" нормальные люди реагируют недоумением, а сумасшедшие начинают увлеченно редактировать. :)
nose

Конъектура

Перекладывая в ЖЖ стихотворение из цикла "Стихи к Светонию", я наткнулся на строчку, которую счел испорченной. Вот текст, опубликованный в НЛО:
http://magazines.russ.ru/nlo/2006/82/ga16.html

Давайте раскроем глаза под пятаками,
Давайте с правнуками прямо поговорим.
Это мы расставляли верстовые камни
На ста дорогах, ведущих в Рим.

Палачи и поэты, знающие цену
Красным словам и черным делам,
Это мы сдували кровавую пену
С чаши, которую допивать не нам.

Это мы, умевшие выть по-волчьи,
Ложью ложь четырежды поправ,
Кровью, потом, гноем и желчью
Для вас оплатили правду из правд.

Чужой ли чернее, своей ли кровью —
Не декабрю попрекать июнь.
Не вы и не мы распределяли роли —
Сыграйте вашу, как мы свою.

Счет не сведен. Не судите опрометчиво,
Что мы должны и чего мы не должны.
Мы еще дождемся шести часов вечера
После четвертой пунической войны.

Ст. 13, похоже, искажен: и смысловая, и синтаксическая неувязка. Предлагаю конъектуру "Чужой ли чернью..."
buch

С днем рождения, Михаил Леонович!



Фото сделано в конце октября (или ноябре?) 2003 г., в Цюрихе (семинар славистики Цюрихского университета), куда МЛГ приезжал с единственной лекцией о Мандельштаме. Фотография не самая удачная, но зато редкая (хоть и типичная).

И еще более редкая (и совершенно любительская) фотография - с Карлом Великим, статуя которого находится в крипте Гроссмюнстера в том же Цюрихе. Снято тогда же.


ljuser

Что мы знаем о лосе

Из "Занимательной Греции", глава "Чудеса природы":

"Лось - такой зверь, что когда на него охотишься, то поймать или убить его нипочем нельзя, а можно только случайно, когда охотишься на другого зверя."

Кто-нибудь может дать ссылку на источник?
порт

Дорогие друзья!

Может быть, у кого-нибудь есть под рукой "Записи и выписки" и кто-нибудь помнит на какой странице помещена следующая запись и в комменатрий кинет номер страницы. Очень обяжете!
«Был опрос к 200-летию, какие стихи Пушкина знают люди. На первом месте оказалось “Ты еще жива, моя старушка?”…».
 

additional
  • mitrius

Итд

У меня сейчас конспект доклада о Мандельштаме, писанный самим МЛГ; компьютерный файл. Явно по этому конспекту он читал вслух, возможно, и импровизируя сверх писанного. Конспект очень интересен в смысле сокращений. В авторском тексте есть ряд сокращений, проведённых через весь текст, но есть места, где автор начинает резко применять сокращение, выкидывая гласные, а часто и согласные во многих словах подряд. Что касается цитат из стихов, то они всегда записаны с очень резкими сокращениями почти во всех словах, сильнее прозаических. Это какая-то техника борьбы с заиканием или способ разметить интонацию, мнемоника (на стихи память лучше), а может быть, просто бессознательные ходы?

Пример прозы full style:

На самом деле это не так. Я проработал и систематизировал все разночтения, накопившиеся на всех шести стадиях истории текста, поскольку они сохранились в принстонском архиве. Характер этих разночтений всюду один и тот же: они упрощают текст, вместо необычных словосочетаний дают привычные, вместо сложных образов–упрощенные, утрачивают аллитерации и рифмы. Издатели античных и средневековых текстов знают: переписчики всегда упрощают текст, искажая непонятные места в меру своего понимания; точно то же самое происходило и здесь. На несколько сотен разночтений в воронежских стихах лишь раз пять позднейшее чтение сложнее и необычнее более раннего, т.е. вряд ли принадлежит НЯ и, может быть, действительно восходит к вариантам ОЭ. Текстологи, работавшие над изданиями М-а за последние 20 лет, сами хорошо это чувствовали, и направление их работы было общим: они старались печатать стихи М-а по ранним спискам, освобождая их от наслоившихся по альбомам и машпсям искажений

Как видим, сокращается только имя Мандельштама и "машпсям" в последней фразе.

Пример прозаического куска с высоким процентом сокращений:

Бше всг она боялась, что после ее смерти архив будет конфискован или растеряется. Поэтому она решила передать свой архив первому же заграничному ученому, которй заинтересуется М-ом, чтобы тот поместил его в архивохрще своего униврста. Таким первым ученым оказался американец КлБраун, автор самой первой монографии о М. 1973 года; монография эта и сейч, чз 20 с лишним лет, сохраняет интерес своими анзми текстов, а это много значит. А КлБраун работал в Принстоне; он и сейч там работает на кафе сравнит литведения, очень милый, умный, сытый и спокойнй человек, М-ом давно уже не занимающйся.


А вот как Гаспаров давал все цитаты:

"Чьи руки бережные нежили Твои ресцы, красота, И по кким терновалежиям Лавровая тебя верс",–стало "Чьи руки бережные трогали Тв рсцы, кр, Кд и кк и кем и мно ли Целованы твои уста".
" Чт ес, вздрогнув непрно, Мерц вс, Своей булавкой заржавлной Достанет меня зв"

Внутри горы бездействт кумир В покоях бережнх, безбрежх и Хранимх/Счаствх, а с шеи каплет ожерелй жир, Оберегая сна приливы и отливы-- итд. а кончтся: Кость усыплная завязана узлом, Очеловечены колени, руки, плечи, Он улыбается своим широким /Тишайшим ртом, Он мыслит костию и чувствт челом, И вспть силится св облик ччй.